Воспитательная работа

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии,

в каком они даны природой, —

мы заботимся об их воспитании и обучении,

чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось  и стало хорошим.  

Лукиан

Целью проведения Всероссийской олимпиады школьников является, выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, развитие олимпиадного движения.

Методический сайт всероссийской олимпиады школьников

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 2023/2024 УЧЕБНОГО ГОДА ОТКРЫТ.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) проходит ежегодно с 1 сентября по 30 июня и включает в себя четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Дипломы победителей и призеров действуют четыре года и дают право на поступление без экзаменов в ведущие вузы России по соответствующему профилю.

Школьный этап продлится до конца октября. К участию приглашаются ученики 5-11 классов из всех регионов РФ, однако участвовать в олимпиаде по математике и русскому языку можно уже с 4-го класса.

Олимпиада проводится по 24 общеобразовательным предметам: математике, русскому языку, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатике, физике, химии, биологии, экологии, географии, астрономии, литературе, истории, обществознанию, экономике, праву, мировой художественной культуре, физкультуре, технологии и ОБЖ.

Чтобы присоединиться к участию, необходимо сообщить об этом своему классном руководителю или педагогу, отвечающему за олимпиады. График проведения школьного этапа в регионах РФ различен.

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ школьный этап ВсОШ пройдет с 18 сентября по 25 октября. График проведения школьного этапа в Санкт-Петербурге и организационно-технологическая модель его проведения утверждены распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.08.2023 № 1150-р
«О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге в 2023/2024 учебном году»
(Зарегистрирован 30.08.2023 № 35804). Номер опубликования: 7801202309030006. Дата опубликования: 03.09.2023
http://publication.pravo.gov.ru/document/780120230903.. )

  1. Сайт Центра олимпиад Санкт-Петербурга — http://olymp.academtalant.ru/
  2. Официальный сайт ВсОШ — https://vserosolimp.edsoo.ru/
  3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА») регионального проекта «Развитие олимпиадного движения в системе образования Ленинградской области»на 2024-2028 годы
  4. КОНЦЕПЦИЯ регионального проекта «Развитие олимпиадного движения в системе образования Ленинградской области» на 2024-2028 годы

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем.

В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.

Программа «Одаренные дети» на 2022-2026 гг.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».pdf
  2. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 №Пр-271.pdf
  3. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов«, утвержденнаяПрезидентом Российской Федерации 03.04.2012 №Пр-82.pdf
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».pdf
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».pdf
  6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 №3.pdf
  7. Стратегия государственной политики до 2030
  8. Указ О стратегии научно-технического развития

Энтеробиоз – это глистное заболевание,

возбудителем которого являются острицы.

Острица — гельминт бело-розового цвета, длиной до 12 мм, обитающий преимущественно в нижнем отрезке тонкого и в толстом кишечнике человека.

Энтеробиоз — гельминтоз преимущественно детского возраста. Легкость заражения при контакте с больным и устойчивость яиц остриц во внешней среде обусловливают широкое распространение этого заболевания в детских коллективах: яслях, детских caдаx, школах-интернатах и т. д. Взрослые также нередко болеют энтеробиозом, хотя и не так часто, как дети. Не случайно, что иногда острицами могут быть заражены целые семьи.

Основные проявления болезни:

-зуд в области ягодиц, бессонница, боли в животе, тошнота, головная боль, потеря аппетита, нервозность.
Особенно сильный зуд бывает вечером и ночью. Зуд вызывается острицами, которые выползают для того, чтобы отложить яйца. Каждая самка откладывает от 5 тыс. до 15 тыс. яиц. Через 4-5 часов в яйцах созревают личинки, и они становятся заразными для человека. При расчесывании зудящих мест яйца остриц попадают на постельное белье, одежду больного, под ногти, на окружающие предметы и заносятся в рот, яйца могут попасть в рот и с пылью.
Срок жизни острицы в организме — 1 месяц. Однако вследствие постоянного самозаражения при нарушении правил личной гигиены (привычка сосать пальцы, грызть ногти) острицы у ряда больных живут несколько месяцев и даже лет.

При наличии подозрительных жалоб или зуда у детей их необходимо обследовать на острицы, а затем проверить всех членов семьи. Для полного излечения больного одних лекарств недостаточно. Необходимо строгое соблюдение определенных гигиенических правил, которые устранят возможность самозаражения и заражения окружающих лиц.


Основные правила гигиены:

Обязательно мыть руки перед едой, после посещения туалета;
Следить, чтобы дети не брали в рот пальцы, игрушки, не грызли ногти;
Ногти на руках как у детей, так и у взрослых, ухаживающих за ними, должны быть коротко острижены, чтобы под ними не скапливались яйца остриц;
Не вытряхивать постельное белье в помещении;
Следить за чистотой белья;
Спать в отдельной кровати.
Меры профилактики:

В период лечения и в ближайшие три дня после его окончания ежедневно проводить влажную уборку жилых помещений с применением мыльно-содовых растворов;

Водопроводные краны, дверные ручки, унитазы, ночные горшки обрабатывать дезинфицирующим раствором или обдавать кипятком;

Ковры, дорожки, мягкие игрушки, одеяла, подушки, матрасы чистить пылесосом и проветри­вать на открытом воздухе;

Весь уборочный инвентарь (тряпки, щетки, веники, ведра) после уборки ошпаривать кипятком;

Нательное и постельное белье ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом;

На ночь перед сном и утром после сна больных энтеробиозом детей следует мыть под душем теплой водой с мылом, особенно тщательно обмывая промежность, бедра, ягодицы, руки;

Рекомендуется на ночь надевать плотные трусы с резинками на бедрах, промежность и окружность заднего прохода смазывать вазелином, а в заднепроходное отверстие вставлять ватный тампон для предупреждения расползания остриц и рассеивания их яиц. Утром тампон удаляют и сжигают или обдают кипятком и выбрасывают.

Выполнение рекомендаций лечащего врача и соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий позволит излечиться от энтеробиоза и предотвратить заражение окружающих.

Социально-психологическое тестирование (СПТ) 2023-2024 г.

Уважаемые родители!

         В образовательных организациях Российской Федерации ежегодно проводится масштабное тестирование социально значимых характеристик личности современных детей и подростков. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.

         Тестирование позволяет определить у обучающихся образовательных организаций наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения. Анализ результатов поможет организовать индивидуальные профилактические и коррекционные мероприятия для обеспечения благополучия личности обучающихся, оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

         Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном для обучающихся языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает одного урока. Задача обучающегося – внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или неправильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчёт осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки.

         Согласие на участие ребёнка в тестировании – это возможность вам удержать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.

         Вы как законные представители своих детей имеете возможность задать любые вопросы, связанные с процедурой тестирования. По окончании проведения тестирования и обработки ответов вы сможете обратиться за результатами к организаторам (педагогу-психологу образовательной организации) и получить соответствующие рекомендации. В период с 15 сентября по 15 октября 2023 года в регионе проводится социально-психологическое тестирование в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет. 

 

Справочная информация для родителей (законных представителей) о признаках развития наркозависимости у детей

 

Вы можете заподозрить употребление вашим ребёнком наркотиков, если замечаете следующие изменения в его поведении:

— утрата старых друзей, отказ познакомить вас с новыми;

— сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;

— нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;

— резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность,
не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется:
от безудержного веселья до депрессии;

— непривычная раздражительность и агрессия;

— замкнутость: ребёнка перестают интересовать события в семье,
в классе;

— сокрытие от вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;

— телефонные разговоры (особенно «зашифрованные»)
с незнакомыми лицами;

— стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

— нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что
не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;

— необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;

— долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;

— нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

— специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);

— незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки)
в комнате, среди личных вещей;

— неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налёт на языке;

— необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.

При наличии у вашего ребёнка трёх-четырёх приведённых признаков уже достаточно, чтобы предположить у него употребление каких-либо психоактивных веществ.

 

Ответы на типичные вопросы и опасения родителей, связанные с социально-психологическим тестированием

 

1. Какие последствия могут быть для семьи, если ребёнок попадёт в группу риска?

         «Социально-психологическое тестирование служит точному определению направленности и содержания профилактической работы с обучающимися, что позволяет оказывать им своевременную адресную психолого-педагогическую помощь».

2. Могут ли по результатам диагностики «поставить ребёнка на учёт» в соответствующих органах?

         «Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта (внутришкольный, наркологический и т.п. или для постановки какого-либо диагноза).    При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию».

3. Зачем ребёнку это тестирование?

         «Результаты диагностики позволяют обучающемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуя развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них».

4. Кому будут переданы данные о результатах тестирования ребёнка?

         «Все результаты тестирования строго конфиденциальны! Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Таким образом, персональные результаты могут быть доступны только нескольким лицам: самому обучающемуся (в адаптированном виде), родителю или законному представителю ребёнка, а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации».

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально- опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – , лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально-опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Внутришкольный учёт – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально-опасном положении, которая направлена на:

-предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

-выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;

-социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Преступление – крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Совершение преступления подростком показывает, что подросток далеко отошел от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению.

Семейное неблагополучие

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг – в двух ему плохо.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Средства массовой информации

Если говорить о влиянии на ребят средств массовой информации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получают многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома.

Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что немало преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Кража вещей, рэкет, поломка телефонов-автоматов, драки с нанесением телесных повреждений, истязания – все это совершается подростками, нередко находящимися в неведении об ответственности за содеянное.

Правовое образование в школе

Правовое воспитание является одним из видов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Правонарушения – противоправные деяния, причиняющие вред обществу и караемые по закону;

Правовое воспитание – процесс организованного воздействия на личность, формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Правовое воспитание ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей;

Правовая норма – идеальная модель должного поведения человека любого возраста в обществе;

Правовая культура – разновидность общей культуры; отражает определенный уровень правосознания, законности, охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовой нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм, постоянное противопоставление себя сложившейся системе.

Правовое образование, воспитание и просвещение населения России находится в центре внимания современного российского общества.

Административное право

Административным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). Ответственность за административное правонарушение , совершенное несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Уголовное право

Преступление – виновное общественно опасное, противозаконное, или противоправное, деяние (действие или бездействие), подпадающее под запрет уголовного закона. Преступления предусмотрены Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности. Она является правовым последствием совершения преступления и заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Но за строго определенный ряд преступлений, перечисленных в статье 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 14 лет:

-убийство (ст. 105);

-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

-умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112);

-похищение человека (ст. 126);

-изнасилование (ст. 131);

-насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

-кража (ст. 158);

-грабеж (ст. 161);

-разбой (ст. 162);

-вымогательство (ст. 163);

-неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

-умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч. 2);

-терроризм (ст. 205);

-захват заложника (ст. 206);

-заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

-хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч.2 и 3);

-вандализм (ст. 214);

-хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и -взрывчатых устройств (ст. 226);

-хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

– обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

– принижение его успехов, унижение его достоинства;

– отвержение ребенка;

– длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

– принуждение к одиночеству;

– совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

– причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми,

в соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Преступления против жизни и здоровья – ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта); ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст.116 (побои); ст.117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью); ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному).

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности – 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия).

Преступления против семьи и несовершеннолетних – ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

– лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

– ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

– отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди молодежи, оно играет большую роль в борьбе с подростковой преступностью и насилием, создает благоприятные условия для развития личности, направляет энергию подростков в позитивное русло и учит их разрешать конфликты социально-приемлемым образом.