
с 1 сентября 2022 года школа принимает на обучение в 1-е и 5-е классы уже по обновленным ФГОС
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы, будут учиться по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Нормативные документы
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н
Приказ Минтруда России от 19.04.2021 № 250н
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 № 831
Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642
Документы и научно-методические материалы
Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова) Обновленные ФГОС НОО
ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
Примерные рабочие программы
Конструктор рабочих программ
Учебные предметы
Памятка педагогам «Переход на новый ФГОС НОО и ООО»
План методической работы по введению обновленных ФГОС 2021
План внеурочной работы среднего общего образования
План внеурочной работы основного общего образования
План внеурочной работы начального общего образования
Должностная инструкция педагога дополнительного образования
Должностная инструкция заместителя директора по УВР
Должностная инструкция заместителя директора по ВР
Должностная инструкция заместителя директора по безопасности
Изменения ФГОС–2021
Изменения ФГОС–2021
Как стало | Как было |
Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь: – сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули; | Не устанавливали вариативность программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные требования, их менять нельзя |
Уточнили и расширили требования к результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин | Требований к результатам было меньше |
Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы | Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО |
Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия | Не было требований: – к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; |
На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история» | Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули |
Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей | Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО |
Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО: – 2954 – минимум; ФГОС ООО: – 5058 – минимум; Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года | Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО: – 2904 – минимум; ФГОС ООО: – 5267 – минимум; Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года |
Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей | Содержательный раздел ООП включал: – программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; |
Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами | Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было |
Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей | Норм о делении учеников на группы не было |
Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д. | Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований |
На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования | Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию | Не устанавливали форму учебного пособия |
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано | Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018. Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты | ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы. ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше |
Родителям
Первоклассников
- Памятка для родителей по обновленному ФГОС
- Анкета для родителей будущих первоклассников «Выбор учебных предметов и курсов для учебного плана с 1-го по 4-й класс по новому ФГОС НОО»
- Согласие родителей на обучение ученика по новому ФГОС НОО в 2022_23 учебном году
Пятиклассников
- Анкета для родителей будущих пятиклассников «Выбор учебных предметов и курсов для учебного плана с 5-го по 9-й класс по новому ФГОС ООО»
- Согласие родителей на обучение ученика по новому ФГОС ООО в 2022_23 учебном году
Презентация для родительского собрания о переходе на ФГОС-2021